habrahabr.ru/post/143772/

=======================

Обратите внимание: во всех сферах, о которых вы говорите (музыка, книги,
игры) наблюдалась одна и та же тенденция. Сначала количество потребителей
составляло от силы 0.1% от общего количество людей, а остальные были,
условно говоря, «крестьянами» вне контекста всей этой истории.

Толстой не писал детективчики не потому, что детективчики низкий жанр, а
потому что его читателями были сплошь люди более-мнеее образованные, которым
были интересны его идеи. Как вы и говорите, «гики для гиков». А на деньги
ему вообще было плевать, он графом был.

Если уж вы так любите прошлое, то надо не товарно-денежные отношения
пересматривать, а посмотреть, на каких условиях в те благословенные годы
создавались шедевры. Либо автор был сам богат (это и сейчас можно), либо
имел богатого покровителя (тоже можно, хотя удовольствие сомнительное — и
тогда, и сейчас). А тот, кто выходил на массовый рынок и писал «для людей»,
в историю вошёл с пониженным рангом (известно, что того же Телемана ценили в
своё время куда выше Баха, а сейчас наоборот).

Так что господа творцы, you are welcome, ищите покровителей или богатейте —
как при дедушке.

А про игры вообще отдельная песня. Я могу за неделю написать игру, которая
бы в восьмидесятые неплохо бы продавалась. А сейчас любой приличный проект
требует нехилых вложений, даже если он на гиков нацелен.

=======================

Моя критика в том, что элитарный продукт деградирует и исчезает не тогда,
когда появляется копирайт, а когда к потреблению этого продукта
подтягивается слишком много людей.

Деньги здесь вообще не при чём. Сравните уровень дискуссий, которые вели
участники фидошных эхоконференций, с нынешними записями на стенах Вконтакте.

Узкий элитарный клуб элитарная культура.
Расширяем границы клуба культура мельчает, деградирует.

Если вы хотите, чтобы культура (книг, игр, музыки) оставалась элитарной,
нужны не правовые или экономические рычаги, а возврат к элитарности.

Грубо говоря, у Гайдна или Генделя был только один слушатель — их заказчик,
который им платил. Им вообще было наплевать на то, что об их музыке думают
крестьяне. Хотите элитарности? Найдите юное дарование, платите ему из своего
кармана, пусть он пишет лично для вас, и будут вам шедевры.

=======================

В зависимости от условий, элитарный клуб может либо стабилизироваться
(спортивные автомобили), либо деградировать (классика, игры, фидошные
конференции), а может и напротив, оставаться доминирующим (изобразительное
искусство). Вопрос только в мотивациях участников рынка.


В любом случае, согласитесь, что старые механизмы выживания автора никуда не
делись. И сегодня вы имеете возможность быть богатым как Толстой и писать
что хочется, либо искать богатых покровителей, как Моцарт или Гайдн.
(Кстати, к ним прибавился похожий новый метод: денежные гранты).

Фактически, вы злитесь на современное общество за то, что оно предоставило
автору выбор: либо идти старой дорогой, либо новой, а авторы, гады такие, в
большинстве своём решили пойти новой тропой.

=======================

Когда вы сажаете учёных в шарашку и заставляете их за трёхразовую похлёбку
клепать ракету, они будут клепать, потому что всё равно им делать в жизни
нечего. А если их выпустить на волю, они могут захотеть валяться на пляже и
ходить по бабам, и ракеты не будет.

Вот только стоит ли ракета того?

Здесь та же история. Когда у творца не было других опций, кроме как ложиться
под богатого покровителя, либо не было никаких занятий, кроме сочинительства
(потому что деньги есть, а безделье надоело), мы имели шедевры. А сейчас,
когда появились другие способы проводить время и другие способы зарабатывать
деньги, ручеёк поиссяк.

=======================

Для того, чтобы действительно оценить качествеНный продукт в любой области,
надо в ней шарить. Вот я пою оперные арии, и для меня Паваротти — это не
просто имя, это слышимый мною опертый на каждой ноте звук, суперсобранный в
высокой позиции, это легато, это потрясающая музыкальности и seemingly
effortless high notes, что называется. Я чувствую на уровне горла кайф.

А рядовому человеку, который в силу просто статистических причин не может
ощутить кайф от вокала Лучано и услышать эту музыкальность, увидеть
волшебный лиртенор(спорно, знаю) но при этом с темным тембром (!) — что ему
поставьте Recondita armonia, что Паваротти на горле прочитает рэп — не
оценит.

Но я вот не очень с ритмом, видимо. Меня в рэпе (да, можно слушать рок, рэп
и оперу одновременно), к примеру, не цепляет читка или бит — все на одно
ухо. Цепляют только тексты (вспоминается малоизвестный коллектив люди
солнца) или актерское мастерство исполнителя ( Баста нравится). Но вот
друзья шарит в битах, что-то там слышат, вот мол те лохи, а вот Тупак то
супербиты мутил.

Потому что у меня есть в мозге структуры, отвечюащие за классику, а вот за
биты и ритм четкий — не так выражены.

И так с любой областью. Чтобы ценит качество, нужно быть самому гиком.
Биологически таких всегда меньшинство. А по законам экономики любой товар
будет стремиться покрыть более широкие рынки, что и имеем.

=======================