четверг, 06 сентября 2007
Почерпнул из русской Википедии хорошую статью
Политикой двойных стандартов называется ситуация, когда оценка одних и тех же действий субъектов варьируется в зависимости от того, в каких отношениях каждый из этих субъектов находится с оценивающим. При этом действия «своих» - лояльных к оценивающему, - получают оправдание, в то время как те же действия «чужих» порицаются и считаются недопустимыми.
В международных отношениях она обычно принимает форму обвинения неугодных в нарушении принципов, конвенций, обязательств, «попрании общечеловеческих ценностей», «нарушении прав человека», «отступлении от норм международного права» при демонстративном игнорировании совершенно аналогичных собственных действий или действий союзников.
читать дальшеПолитика двойных стандартов существует с тех пор, как существует человеческое общество. Она широко применяется как средство давления на противников через общественное мнение и способ оправдания собственных действий в чей-либо адрес. Столь же широко распространено и обвинение в двойных стандартах, к которому нередко прибегают для отражения критики.
Одно из распространённых проявления политики двойных стандартов - именование одних и тех же объектов, действий, явлений различными терминами, эмоциональная окраска которых отличается. Например:
* Шпион -Разведчик - в зависимости от того, на кого он работает;
* Насаждение - Внедрение - в зависимости от того, одобряет ли оценивающий нововведение;
* Оккупировать - Освободить - в зависимости от того, чьи войска вошли в страну;
* Диктатор - Вождь - в зависимости от политической ориентации правителя или от того, может ли его «рука» дотянуться до говорящего;
* Тиран - Лидер - то же.;
* Стукач - Информатор - в зависимости от отношения к тем, кого и о ком он информирует.
* Сподвижник - Эпигон - в зависимости от отношения к тому, кого он поддерживает.
* Мятеж/Бунт - Революция/Восстание - в зависимости от результата операции («Мятеж не может кончиться удачей. В противном случае, его зовут иначе» - строфа Джона Харингтона в переводе Маршака).
* Сепаратизм - Национально-освободительное движение - в зависимости от того, кто и от какого государства хочет отделиться.
* Террорист/Боевик - Партизан - в зависимости от симпатий,
* Националист - Патриот - в зависимости от симпатий,
* Интервенция- Военная помощь- в зависимости от симпатий,
* Антисоветчик - Правозащитник - в зависимости от политических взглядов говорящего и того, в чьей стране защищаются права.
* Промозглая сырость - Влажная прохлада - в зависимости от того, тепло или холодно говорящему («От кондиционера сквозило промозглой сыростью»)
* Тварь - Зверушка - в зависимости от того, купили крысу в магазине, или она завелась сама
* Стакан на половину пустой - Стакан на половину полный - в зависимости от настроений оценивающего.
* Новый русский - Браток - в зависимости от относительного финансового положения говорящего
Примеры двойных стандартов в международной политике
* В западных СМИ иракцы и афганцы, совершающие нападения на войска США, именуются «террористами», а чеченские сепаратисты, воюющие с федеральными войсками в России - «повстанцами» или «партизанами», в российских СМИ наблюдается обратная картина.
* Международные наблюдатели на выборах обычно признают, что выборы соответствовали международным стандартам, если правящий режим является прозападно ориентированным, и находят большое число нарушений на выборах, если правящий режим либо победитель выборов не имеет прозападную ориентацию. Например, победа М. Саакашвили на выборах в Грузии была названа торжеством демократии[1], а победа А.Лукашенко в Белоруссии - следствием подтасовок[2], причём в обоих случаях в качестве доказательства представлялся необычайно высокий (с западной точки зрения) процент голосов за кандидата.
* После распада СССР западные страны выступали за отмену практики поставок Россией нефтепродуктов постсоветским странам по заниженным («нерыночным») ценам. После «оранжевой революции» на Украине, приведшей к изменению политического курса на сближение с Западом, повышение цены на энергоносители для этой страны стало именоваться «политикой шантажа» (доклад Дика Чейни, 2006) и попыткой подорвать экономику чужой страны.
* Страны Западной Европы приветствовали референдум об отделении Черногории от Сербии и признали его результаты, однако категорически не хотят признавать возможность аналогичных референдумов в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровской Молдавской Республики.
* Люди, захватившие самолёты и направившие их во Всемирный Торговый Центр, признаны террористами. Американские военные, разбомбившие сербские больницы[3], таковыми не признаются, а в большинстве случаев даже находят поддержку в мировом сообществе.
* Россия считает чеченцев, воюющих с федеральными войсками, террористами, но отказывается признать террористическими организациями ХАМАС и Хизбаллу, убивающих мирных израильских граждан.
* Россия продаёт оружие Сирии, Венесуэле и Ирану, что резко осуждается Западом. При этом Запад заявляет (не приводя доказательств), что это оружие, в конечном итоге, поставляется террористам, а Россия утверждает, что осуждение Запада есть проявление нечестной конкуренции на рынке вооружений.
* В 1990-е г. в Балканском кризисе виновными были объявлены сербы, не более виноватые в зверствах, чем остальные стороны. На трибунале в Гааге сербские обычные рядовые солдаты получали сроки, во много раз превышавшие символические сроки руководителей мусульман и хорватов.
* Евросоюз и некоторые другие мировые организации поддержали разгон демонстрантов, выступавших в защиту Бронзового солдата, а также назвали эти действия внутренним делом Эстонии [4]. Однако в то же время этими же организациями неоднократно осуждались силовые меры по отношению к разгону «Марша несогласных»[5].
Двойные стандарты в административной практике
В административной практике может принимать форму предоставления должностными лицами преимуществ «своим» и создания препятствий «чужим» в аналогичных ситуациях, по принципу своим - всё, чужим - закон. Известны случаи, когда в ходе избирательных кампаний органы власти решительно пресекали нарушения, допускаемые оппозиционными кандидатами, и смотрели сквозь пальцы на гораздо более серьезные нарушения в пользу кандидатов от власти, когда в определенной местности органы власти закрывали глаза на нарушения, допускаемые «дружественными» коммерческими организациями и предпринимателями, но применяли санкции к «чужим» организациям и предпринимателям за такие же или более мелкие нарушения либо устраивали тотальные проверки для выявления таких нарушений.